В России проведено первое социологическое исследование проблем финансовой грамотности детей и подростков

В России проведено первое социологическое исследование проблем финансовой грамотности детей и подростков

Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.

Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.

Скачать полную версию  отчета можно на официальном сайте НАФИ

Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2015 года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.

Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.

Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).

Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.

Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 12 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки младшего возраста (от 12 до 14 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».

Дети младшего возраста (до 12 лет) и некоторые подростки (от 12 до 14 лет) практически не знают о том, что такое страхование.Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.

Инициативное исследование проведено НАФИ в апреле-мае 2015 года:

  1. Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 4 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.
  2. Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей.
  3. Фокус-группы с детьми и подростками, 6 групп разных по трем возрастным группам (7-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет)

Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Выделяете ли Вы своим детям деньги на карманные расходы?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

Все опрошенные Централь-ный ФО Северо-Западный ФО Южный ФО Северо-Кавказский ФИ Приволжск-ий ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневос-точный ФО
Да, регулярно 33 35 44 30 29 37 26 26 27
Да, иногда 29 27 19 43 50 16 53 16 27
Нет 38 37 37 27 21 47 21 58 47

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком/детьми вопросы, связанные с деньгами финансами и экономикой?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

Все опрошенные Централь-ный ФО Северо-Западный ФО Южный ФО Северо-Кавказский ФИ Приволжск-ий ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневос-точный ФО
Да, регулярно 21 14 30 30 38 14 16 19 27
Да, иногда 32 34 22 30 38 26 53 23 27
Нет 47 52 48 40 25 60 32 58 47

 

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы сами или кто-то в Вашей семье ведет письменный учет доходов и расходов семьи? Какой из способов ближе всего описывает практику, принятую у Вас (в Вашей семье)?», в % от всех опрошенных родителей

Да, учет ведется, фиксируются все поступления и все расходы 8
Да, учет ведется, но не все поступления и расходы фиксируются 15
Нет, не ведется, но в целом известно, сколько денег поступил 55
Нет, учет не ведется, и не известно, сколько денег поступило 16
Затрудняюсь ответить 7
Да, рассказываем, держим в курсе, но не спрашиваем мнения ре 12
Да, привлекаем и спрашиваем его мнение, советуемся 16
Нет, не привлекаем 73

Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Привлекаете ли Вы своих детей к учету доходов и расходов/планированию семейного бюджета?» в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам

  Все опрошенные Опрошенные в Москве
Да, рассказываем, держим в курсе, но не спрашиваем мнения ре 12 6
Да, привлекаем и спрашиваем его мнение, советуемся 16 26
Нет, не привлекаем 73 69

 

children_for_web copy

Источник: НАФИ