
В России проведено первое социологическое исследование проблем финансовой грамотности детей и подростков
Большинство родителей не привлекают своих детей к вопросам планирования семейного бюджета и не обсуждают с ними вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поэтому знания детей и подростков в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте.
Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, впервые было проведено Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при генеральном партнерстве MasterCard и поддержке Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС, Ассоциации российских банков и международной организации Child and Youth Finance International.
Скачать полную версию отчета можно на официальном сайте НАФИ
Опрос родителей, проведенный в апреле — мае 2015 года, показал, что только 8% из них ведут детальный учет доходов и расходов семьи. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом.
Три четверти подростков в возрасте от 14 до 17 лет имеют собственные денежные средства, но только 16% родителей интересуются мнением младших членов семьи по тем или иным финансовым вопросам. При этом мальчики чаще девочек отмечают наличие собственных денег – 81% против 70% соответственно.
Поскольку очень часто подростки исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Как показало исследование, более половины подростков тратят все или почти все деньги на текущие нужды (57%).
Как детям, так и подросткам не хватает знаний в области кредитования: они имеют лишь смутное представление о том, как выдаются данные продукты, не различают поставщиков услуг, например, банки или микрофинансовые организации. Банки, по мнению детей и подростков, отвечают за выдачу займов и хранение денежных средств.
Невысока осведомленность о сберегательных продуктах. Дети в возрасте до 12 лет затрудняются дать им определение, равно как и некоторые подростки младшего возраста (от 12 до 14 лет). Только в старшей возрастной группе участники исследования смогли объяснить, что такое «вклад» или «сберегательная книжка», однако затруднились объяснить, что такое «депозит».
Дети младшего возраста (до 12 лет) и некоторые подростки (от 12 до 14 лет) практически не знают о том, что такое страхование.Функцию этой услуги они сводят к починке имущества, пострадавшего из-за несчастного случая. Инвестиционные продукты также практически незнакомы участникам исследования, подростки из старшей возрастной группы смогли охарактеризовать данное понятие только через ассоциации с вложениями в бизнес.
Инициативное исследование проведено НАФИ в апреле-мае 2015 года:
- Репрезентативный всероссийский опрос родителей детей старше 4 лет. Опрошено 1600 человек в 40 регионах.
- Оn-line опрос детей и подростков, опрошено 200 человек в возрасте от 14 до 17 лет в городах с населением более 1 млн., 500 тыс., 250 тыс. жителей.
- Фокус-группы с детьми и подростками, 6 групп разных по трем возрастным группам (7-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет)
Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ: «Именно родители формируют и развивают личность человека. Семья для детей выступает важнейшей средой передачи опыта и формирования знаний, в том числе, в финансовых вопросах. Сегодня уровень финансовой грамотности взрослого населения Российской Федерации можно охарактеризовать как низкий. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска, так как их родители в большинстве своем не могут передать им основы финансово грамотного поведения, из-за отсутствия достаточного опыта в этой области».
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Выделяете ли Вы своим детям деньги на карманные расходы?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам
Все опрошенные | Централь-ный ФО | Северо-Западный ФО | Южный ФО | Северо-Кавказский ФИ | Приволжск-ий ФО | Уральский ФО | Сибирский ФО | Дальневос-точный ФО | |
Да, регулярно | 33 | 35 | 44 | 30 | 29 | 37 | 26 | 26 | 27 |
Да, иногда | 29 | 27 | 19 | 43 | 50 | 16 | 53 | 16 | 27 |
Нет | 38 | 37 | 37 | 27 | 21 | 47 | 21 | 58 | 47 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком/детьми вопросы, связанные с деньгами финансами и экономикой?», в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам
Все опрошенные | Централь-ный ФО | Северо-Западный ФО | Южный ФО | Северо-Кавказский ФИ | Приволжск-ий ФО | Уральский ФО | Сибирский ФО | Дальневос-точный ФО | |
Да, регулярно | 21 | 14 | 30 | 30 | 38 | 14 | 16 | 19 | 27 |
Да, иногда | 32 | 34 | 22 | 30 | 38 | 26 | 53 | 23 | 27 |
Нет | 47 | 52 | 48 | 40 | 25 | 60 | 32 | 58 | 47 |
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Вы сами или кто-то в Вашей семье ведет письменный учет доходов и расходов семьи? Какой из способов ближе всего описывает практику, принятую у Вас (в Вашей семье)?», в % от всех опрошенных родителей
Да, учет ведется, фиксируются все поступления и все расходы | 8 |
Да, учет ведется, но не все поступления и расходы фиксируются | 15 |
Нет, не ведется, но в целом известно, сколько денег поступил | 55 |
Нет, учет не ведется, и не известно, сколько денег поступило | 16 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
Да, рассказываем, держим в курсе, но не спрашиваем мнения ре | 12 |
Да, привлекаем и спрашиваем его мнение, советуемся | 16 |
Нет, не привлекаем | 73 |
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Привлекаете ли Вы своих детей к учету доходов и расходов/планированию семейного бюджета?» в % от всех опрошенных родителей и по федеральным округам
Все опрошенные | Опрошенные в Москве | |
Да, рассказываем, держим в курсе, но не спрашиваем мнения ре | 12 | 6 |
Да, привлекаем и спрашиваем его мнение, советуемся | 16 | 26 |
Нет, не привлекаем | 73 | 69 |
Источник: НАФИ