Россияне не знают, кто занимается регулированием на рынке финансовых услуг

Россияне стали считать себя более финансово грамотными

Россияне стали оценивать свои финансовые знания выше, чем два года назад. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 г.[1]

Доля опрошенных, считающих себя финансово грамотными, выросла и вернулась на уровень 2011 года (20%). Напомним, что с 2012 года мы наблюдали снижение доли «хороших и отличных» оценок до 13% (в 2013 году). Соответственно, выросло и количество тех, кто считает свои знания удовлетворительными (с 28% до 46% за два года). Сократилось также число тех, кто имеет скудные знания в сфере финансов (с 49% до 34%).

Стоит отметить, что в столице самооценки населения склоняются к средним значениям: так удовлетворительными свои знания считают 70% опрошенных москвичей, а отличными и хорошими – пятая часть. Только каждый десятый житель Москвы признался, что знаний нет или они неудовлетворительные.

Опрошенные старше 45 лет более склонны оценивать свои знания в финансовых вопросах как скудные. Россияне в возрасте от 34 до 45 лет, наоборот, считают себя более финансово грамотными.

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?), % опрошенных

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2015
Отличные/хорошие знания и навыки 17 15 25 20 17 13 20
Удовлетворительные знания и навыки 38 50 44 44 41 38 46
Неудовлетворительные/знаний и навыков нет 38 35 31 36 43 49 34

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?), % опрошенных по группам

Октябрь 2014 Апрель 2015
Отличные/хорошие знания и навыки 20 20
Удовлетворительные знания и навыки 46 70
Неудовлетворительные/знаний и навыков нет 34 10

 

Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «При ухудшении экономической ситуации в стране меняется и информационный фон – вопросы, касающиеся проблем финансовой и других отраслей экономики, регулярно отражаются в средствах массовой информации, нередко с привлечением различных экспертов. Часто люди сами начинают активно искать информацию, которая могла бы им помочь в принятии важных финансовых решений. В таких условиях у некоторой части потребителей создается ощущение, что уровень их финансовых знаний и навыков растет. Однако, нередко это так называемая иллюзия грамотности, так как она не приводит к изменению привычек и финансового поведения в целом – потребители не начинают больше сберегать или вести бюджет, с большим вниманием читать договор с банком или страховой компанией или интересоваться изменениями в законодательстве, касающихся розничных финансовых услуг».

Источник: НАФИ

 

[1] Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в апреле 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.