Роспотребнадзор напоминает об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг:
По результатам исследования рынка микрозаймов Роспотребнадзор выявил основные риски для потребителей рынка микрофинансовых услуг, в числе которых:
- снижение процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в государственный реестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в тени;
- практика легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям;
- игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно, включая такие элементы договора как полная стоимость займа, количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы дополнительных договоров или платежей по займу, а также неустойки, штрафы и пени;
- использование микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов;
- значительный процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы;
- недостаточное финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения микрозаймов, помимо заработной платы;
- непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов заимствований;
- рост неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по микрозаймам;
- неправомерное использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;
- растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раза;
- растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и на сумму до 30 тысяч рублей.
В Роспотребнадзоре отметили, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей в круглосуточном режиме работает горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26. Сотрудники «горячей линии» помогают гражданам в вопросах подачи обращений, а также оказывают содействие повышению информированности населения о правах потребителей на финансовом рынке.