Операторы связи понимают, кто их клиент

Операторы связи понимают, кто их клиент

Мобильные операторы станут предоставлять банковские услуги. МТС заявил о выходе на рынок микрокредитования. Своим абонентам компания готова ссужать до 15 тыс. руб. Какова будет процентная ставка по займу, пока не раскрывается, но в МТС заверяют, что их деньги будут дешевле, чем у специализированных организаций. Сейчас, по данным Центробанка, ставка микрокредита оставляет около 600% годовых. Мобильный оператор не готов кредитовать всех своих клиентов, микрозаймы будут предоставляться выборочно, пояснил официальный представитель МТС Дмитрий Солодовников.

«В отличие от микрофинансовых организаций, оператор может использовать свой собственный скоринговый балл для того, чтобы судить о кредитоспособности заемщиков, и это снижает риски, которые связаны с неплатежами. Таким образом мы сможем предоставить ставку микрокредитования ниже, чем в среднем по рынку», — сообщил Солодовников.

Деньги, полученные от мобильного оператора, абоненты МТС обналичить не смогут. Допускаются расчеты прямо со смартфона с помощью технологии бесконтактных платежей NFC. Сейчас эту технологию поддерживают 20% аппаратов, зарегистрированных в сети МТС, но через год, как ожидается, система будет доступна каждому третьему клиенту. Рынок финансовых услуг осваивают и другие операторы сотовой связи. Некоторые не ограничиваются только микрокредитованием.

Анна Айбашева, «Билайн»: «Мы заявили о выпуске новых условий для держателей карты “Билайн”, вступив, таким образом, в конкуренцию с банками. Мы предлагаем максимальную ставку 9% возврата капитализации. Кроме того, мы предлагаем очень выгодный кешбэк на все категории услуг. Эта карта также предусматривает возможность бесплатного снятия наличных в любом банкомате».

Петр Лидов, «Мегафон»: «Мы считаем, что надо дать каждому абоненту “Мегафон” доступ к его счету телефоннному, как к банковскому. И эта карта является главным нашим финансовым продуктом. По сравнению с микроплатежами, которые продукт очень нишевый и с не очень понятной перспективой, у нас вы можете осуществлять платежи абсолютно где угодно, как обычной банковской картой, можете переводить деньги гораздо быстрее, чем через обычный банк. Плюс, с точки зрения нишевой услуги, это может быть очень удобной карточкой для тех, у кого нет банковских карт, например, у детей».

Ольга Галушина, Tele 2: «Сейчас мы рассматриваем возможность запуска такого сервиса в ближайшей перспективе. На данный момент пока анализируем спрос на услуги микрокредитования среди наших абонентов. Сервис будет работать не на базе NFC, у него будет более широкий функционал, не ограничивающий пользователей техническими характеристиками оборудования».

Российский рынок микрокредитования показывает стабильный рост. За первые полгода 2016 года он увеличился на 14% и составил 80 млрд руб. Однако сами игроки этого сегмента предупреждают конкурентов о высоких рисках и невысоких доходах бизнеса, отметила вице-президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Елена Стратьева.

«Не стоит говорить о высокой маржинальности этого бизнеса. Складывается впечатление, что, поскольку большие ставки, то и большой доход. При этом совершенно не учитываются расходы. Во-первых, это скоринг, это оценка клиента, она совсем другой должна быть. Она должна быть очень быстрой. Это не банковское традиционное кредитование, когда нужно тщательно проверять клиента, брать у него в залог недвижимость или что-то еще, проверять справки НДФЛ, если мы говорим о потребзаймах. Здесь надо сделать все очень быстро, потому что расчет идет на скорость», — отметила Стратьева.

Самыми популярными продуктами в сегменте микрозаймов считаются так называемые «кредиты до зарплаты», то есть всего на несколько дней. Обычно их сумма не превышает 30 тыс. руб. Как раз такие короткие программы могли бы брать на себя операторы мобильной связи. Это поможет перейти от стихийного рынка микрозаймов к цивилизованному, полагает исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова.

«Это гораздо более безопасно, чем получение микрозайма по скану паспорта в аппаратах, которые установлены на вокзале под 100 тысяч миллионов процентов. У операторов связи проведена идентификация, они понимают, кто их клиент, они понимают, что могут быть претензии, и наверняка разработали процедуру урегулирования», — заявила «Коммерсантъ FM» Михайлова.

Расплатиться бесконтактным способом за покупку или услугу пока можно далеко не во всех российских магазинах. По прогнозам, к концу этого года только около 30% касс будут оснащены необходимыми сканерами.

Светлана Белова

Источник: Коммерсантъ