ОНФ: Рынок финансовой рекламы необходимо очистить от сомнительных предложений
16 октября 2014 года в Госдуме прошел организованный Общероссийским народным фронтом «За права заемщиков» (ОНФ) круглый стол на тему предотвращения нарушений финансовыми организациями закона «О рекламе». Собравшиеся обсудили инициативы ОНФ о введении особой нормы, регулирующей рекламу финансовых услуг, и увеличении штрафов за нарушения в этой сфере, сообщает пресс-служба организации.
Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели в конце августа – начале сентября мониторинг рекламной продукции банков в Москве и Подмосковье, информирующей о кредитах. В результате был выявлен ряд нарушений. Это мелкий, нечитаемый текст на рекламных щитах, содержащий важные для потребителя условия; реклама специальных акций и предложений, срок действия которых истек, при этом информация о сроке акции дана мелким шрифтом; указание только минимальной процентной ставки по кредиту без упоминания других условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика. Эксперты ОНФ пришли к выводу, что вопросы рекламы финансовых услуг, входящие в компетенцию закона «О рекламе», требуют дополнительного урегулирования.
«Наш мониторинг показал, что существующие штрафы не действуют на кредиторов, нарушающих требования к информированию заемщиков, и это позволяет им практически безнаказанно вводить в заблуждение граждан. В настоящее время для юридических лиц штрафы составляют от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а средний штраф, по нашим оценкам, едва превышает 100 тыс. руб. Понятно, что это не представляет никакой проблемы даже для небольшой финансовой компании, не говоря о крупных игроках рынка. Поэтому мы предлагаем выделить в КоАП санкции в этой сфере в особую категорию – по аналогии с рекламой медицинских услуг и лекарств, и поднять минимальную планку штрафа до 300 тыс. руб.», – отметил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, активист ОНФ Виктор Климов.
В работе круглого стола приняли участие представители ФАС, Банка России, Конфедерации обществ потребителей, общественных организаций, депутаты Госдумы.
Участники обсуждения указали на рост закредитованности населения. По данным Банка России, общий объем просроченной задолженности населения по кредитам за первые восемь месяцев этого года составил 608 млрд руб., при этом с начала года просрочка увеличилась на 168 млрд руб., или на 38%.
Объем рынка рекламы финансовых услуг в 2013 г. превысил 15 млрд руб. При этом, как отметила замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина, именно на этот сектор приходится около четверти всех нарушений, которые выявляет антимонопольная служба.
«В законе о рекламе нет пункта о мелком шрифте, которым часто дается важная информация. Мы лоббировали инициативу, чтобы все условия писать одним шрифтом, но ее не поддержали», – посетовала представитель ФАС. Никитина согласилась с инициативой ОНФ об увеличении минимального штрафа за нарушения в финансовой рекламе, отметив при этом, что необходимо проанализировать, как эта мера скажется на страховых и микрофинансовых организациях.
Руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Илья Кочетков сообщил, что в марте этого года в ЦБ создана служба по защите финансовых прав потребителей. «Ее задачи – защитить потребителя, очистить рынок от мошенников и внедрить новые механизмы по защите прав потребителя. Другая сторона нашей работы – повышение финансовой грамотности граждан с целью сформировать разборчивого в финансовых услугах потребителя. Для этого мы взаимодействуем с вузами и общественными организациями», – сообщил представитель Банка России.
Начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута высказал мнение, что ответственность за некорректную финансовую рекламу должна быть соразмерна размеру компании. Он подчеркнул, что считает главной угрозой заемщика рынок рекламы нелегальных кредиторов: «Часто мошенники называют свои компании, сайты созвучно с известными финансовыми брендами, обманывая граждан. Законодательного механизма, регулирующего эту ситуацию, пока нет. Мы информируем ФАС, когда находим такие организации, и намерены вместе определить меры противодействия им».
Участники обсуждения согласились с тем, что нижнюю планку штрафов за нарушения в финансовой рекламе необходимо поднять со 100 тыс. до 300 тыс. руб., а также повысить максимальный штраф с 500 тыс. до 1 млн руб. По общему мнению, такие нарушения следует выделить в КоАП в отдельный состав правонарушений.
«Большинство участников обсуждения признали объективность проблемы и концептуально поддержали нас в стремлении разрешить сложившуюся на рекламном рынке ситуацию, ущемляющую права граждан. Соответствующий законопроект готов, сейчас идут последние консультации с экспертами, и в ближайшее время он будет внесен в Госдуму», – отметил Виктор Климов. Он подчеркнул, что ключевые предложения, которые прозвучали на круглом столе, связаны с более широким подходом к проблеме – надо говорить не только о нарушениях на рынке легальных финансовых услуг, но и о черных кредиторах.
«Здесь нужно участие правоохранительных органов, без них мы не очистим столбы и заборы от предложений «легких» и «доступных» займов. Все эти вопросы мы вынесем на «Форум действий – 2», который состоится в ноябре. К этому времени обсудим прозвучавшие сегодня инициативы для их корректировки и дальнейшего продвижения», – заключил Климов.