Интернет-покупки: оплата наличными или банковской картой?
Доля россиян, оплачивающих интернет-покупки банковской картой, за два года выросла с 41% до 64%. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в январе 2015 г.*
Еще два года назад наличный расчет в онлайн-торговле был распространен практически в той же мере, что и оплата с помощью карты (37% и 41% соответственно). Сегодня доля безналичных платежей по карте выросла более чем на 50%, а доля наличных, наоборот, снизилась почти на четверть. Оплата интернет-покупок с помощью электронных платежных систем распространена среди пятой части опрошенных. Платежные терминалы как средство проведения платежей по онлайн-торговле стали менее востребованы по сравнению с 2013 годом (20% в 2013 г. против 13% в 2015). Также снизилось число оплачивающих покупки через мобильный телефон (с 11% в 2013 г. до 5% в 2015).
При этом доля интернет-покупок с 2013 года практически не изменилась. Их совершают около четверти россиян (23% в 2015 году против 19% в 2013). Говоря о своем последнем опыте подобного шопинга, половина онлайн-покупателей (49%) остались довольны сервисом интернет-магазина. Еще 42% в целом удовлетворены, хотя и возникали сложности. Только 6% опрошенных выразили недовольство качеством обслуживания онлайн-магазином.
* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2015 года. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам оплачивать товары и услуги через Интернет за последние 12 месяцев?», в % от всех опрошенных
2013 | 2015 | |
Да | 19 | 23 |
Нет | 81 | 77 |
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы обычно оплачиваете покупки, совершенные через Интернет?»**, в % от тех, кто совершал интернет-покупки
2013 | 2015 | |
Наличными курьеру | 37 | 29 |
Банковской картой | 41 | 64 |
Через электронную платежную систему (например, Webmoney) | 24 | 20 |
В платежном терминале | 20 | 13 |
Через мобильный телефон | 11 | 5 |
В отделении банка наличными | 5 | 2 |
Картой предоплаты | 4 | 1 |
Наличными через Почту России | 7 | 9 |
Другое | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 1 |
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Вспомните последнюю покупку, совершенную через Интернет-магазин. Насколько Вы остались довольны качеством обслуживания», в % от тех, кто совершал интернет-покупки
Очень довольны, отличное качество сервиса | 49 |
В целом довольны, но есть недостатки | 42 |
Скорее не довольны, возникали сложности | 5 |
Абсолютно не довольны, сервис был очень плохим | 1 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
**Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.