Финансовый продукт от "Мегафон"

Финансовый продукт от “Мегафон”

ПАО “МегаФон” выпустило на массовый рынок новый финансовый продукт – банковскую карту, счет которой привязан к счету мобильного телефона. “МегаФон” рассчитывает, что пользователями его банковской карты в ближайшие три года станут несколько миллионов человек. ПАО “ВымпелКом” и ПАО “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) уже несколько лет предлагают клиентам аналогичные карты для покупок и платежей. Аналитики полагают, что доля операторов на рынке банковских карт может в ближайшие годы стать заметной.

“Аналогов нашей карте нет в России. В мире пока есть только попытки запуска пилотных проектов такого сервиса. “МегаФон” впервые выпустил продукт на стыке телекоммуникационной и банковской сферы. Мы хотим стать первыми на рынке финансовых услуг”, – заявил на презентации банковской карты гендиректор оператора Сергей Солдатенков (на фото). Он подчеркнул, что оператор “шел к этой банковской карте пять лет”. “Мы не пытаемся построить банк, мы хотим объединить две отрасли”, – отметил директор по новым бизнесам и партнерствам “МегаФона” и директор “МегаЛабс” Ян Кухальский. Оператор уверен, что станет конкурентом известных российских банков.

По его словам, банковская карта “МегаФона” позволит повысить лояльность абонентов, увеличить средний оборот по счету мобильного телефона, а также привлечь новых абонентов. Тестирования банковской карты показали, что если абоненты получают возможность оплачивать услуги в онлайне и офлайне, то оборот по такому счету возрастает до 12 тыс. руб. в месяц, отметил он.

Партнерами “МегаФона” по проекту выступили ООО “Банк Раунд” (ранее – Ферробанк) и американская платежная система MasterCard. Ян Кухальский пояснил, что оператор специально искал “небольшой и гибкий банк, для которого был бы важен совместный проект с оператором”. Кроме того, у “МегаФона” с банком “Раунд” есть ряд проектов по мобильной коммерции, добавил он.

Напомним, до 2013 г. бенефициарами банка “Раунд” были Алишер Усманов и Владимир Скоч – совладельцы холдинга USM Holdings, который владеет контрольным пакетом акций “МегаФона”. После 2013 г. бенефициаром банка стал давно сотрудничающий с Алишером Усмановым бизнесмен Леон Семененко. Он владеет кипрскими Hessen Holdings Ltd. и Nenburg Finance Ltd., которым принадлежит по 50% ООО “Сибконсалтгрупп” (100%-ый владелец банка “Раунд”). Председателем правления “Раунда” является Ирина Лупичева, которая входит в совет директоров горно-металлургического холдинга “Металлоинвест”, входящего в USM Holdings.

По заявлению Яна Кухальского, “МегаФону” понадобился один год на запуск банковской карты. “Инвестиции были незначительными”, – подчеркнул он, объяснив это удачным выбором партнеров. Банк “Раунд” является эмитентом банковских карт и обладателем банковской лицензией. Со своей стороны, “МегаФон” предоставил биллинг, сотрудников, занимающихся проектом, и ритейл.

Среди преимуществ банковской карты “МегаФона” Ян Кухальский назвал начисление 8% годовых на остаток средств на счете, при условии сохранения на счете не менее чем 500 руб. Пользователь карты также будет получать кэшбэк от операций партнеров в размере до 10%. У оператора более 100 партнеров, включая сеть кофеен “Шоколадница”, рестораны “Ваби Саби”, сеть магазинов “Экспедиция” и др. Кроме того, абонент “МегаФона” сможет совершать денежные переводы другим абонентам оператора без комиссии из любой точки мира, пополнив их мобильный счет. “За первую транзакцию каждый клиент “МегаФона” получит 100 руб. на мобильный счет”, – добавил Ян Кухальский.

Оператор пока оформляет карты в салонах в Москве и области, Петербурге, Ярославле, Твери, Калининграде, Мурманске, Архангельске и Вологде. С 1 октября карту смогут оформить жители всех регионов России. Карты позволят оплачивать товары и услуги как с помощью технологии бесконтактной оплаты MasterCard, так и традиционным способом. Все карты оператора – чипованные, не именные – на пластике указано Megafon Client. Срок действия карт – пять лет.

Директор по финансовым услугам “МегаЛабс” Айк Карапетян сообщил, что выпуск и обслуживание карты для абонентов тарифов “Все включено” бесплатное. Для тех, у кого подключены другие тарифы, комиссия за оформление карты составит от 99 до 249 руб. Причем оператор предлагает три вида банковских карт: “Стандарт”, “Стандарт Бесконтактная” и “Золото”. Карты различаются наличием технологии бесконтактной оплаты MasterCard, а также стоимостью оформления.

Пополнить счет карты можно через счет мобильного телефона, через терминал, автоплатежом, через онлайн-банк, а также в офисе “МегаФона”, отметил Айк Карапетян. За снятие наличных с карты клиенту придется заплатить комиссию в 2,5% от суммы операции. На один счет мобильного телефона можно получить до 10 карт. Максимальный лимит средств по карте – 600 тыс. руб. для российских граждан и 300 тыс. руб. – для иностранных.

Объединение финансовых и мобильных сервисов – тема, актуальная и для остальных игроков “большой четверки”. МТС запустила карту “МТС Деньги” в 2011 г., причем эти карты сейчас могут быть привязаны к лицевому счету абонента для оплаты товаров и услуг. “МТС исходит из принципа, что абонент МТС должен получить самый широкий выбор удобных платежных инструментов – с лицевого счета мобильного устройства или с банковской карты”, – сообщил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. Всего оператор выдал более 2,7 млн карт “МТС Деньги”.

Кроме того, с июня этого года абоненты тарифов Smart, Smart + или Smart Nonstop могут бесплатно разговаривать по смартфону и пользоваться мобильным Интернетом при условии оплаты покупок банковской картой “МТС Smart Деньги” (см. новость ComNews от 15 июня 2016 г.).

“ВымпелКом” выпускает карты “Билайн” MasterCard, которые позволяют оплачивать покупки по всему миру, накапливать бонусы и тратить их на оплату услуг связи “Билайна”, получать скидки на товары партнеров, без комиссии пополнять и переводить денежные средства. С августа “ВымпелКом” ввел начисление до 9% годовых на остаток на карте. Кроме того, оператор начисляет гарантированный кашбэк в 1% на все категорий покупок и 5% на определенные категории. Директор по финансовым продуктам и сервисам “ВымпелКома” Виктор Шкипин отметил, что несколько сотен тысяч людей уже являются обладателями карты “Билайн” MasterCard. “Причем это было до августа, когда мы существенно улучшили все условия по карте. Соответственно, мы ждем очень существенного прироста”, – отметил он.

Представитель Tele2 поздержался от комментариев.

“Думаю, что смотреть в сторону смежных бизнесов операторов толкает насыщение рынка и усиление конкуренции, с одной стороны, и развитие культуры безналичных расчетов, с другой”, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По его словам, банковские карты, выпущенные операторами, – это инструмент повышения лояльности и снижения оттока.

Телекоммуникационные компании делают инвестиции в смежные с основным видом деятельности сервисы, чтобы сохранить положительные темпы роста выручки и более-менее стабильный уровень рентабельности, говорит аналитик ГК “Финам” Тимур Нигматуллин. “Доходы операторов от VAS-услуг, не включая content, data и messaging, в квартал уже составляют около 10 млрд руб. и растут в годовом выражении почти на 50% (4Q15/4Q14). Думаю, эта тенденция сохранится в обозримом будущем”, – отметил эксперт.

По словам Сергея Либина, процедура оформления банковских карт у операторов удобна, что делает эти карты более доступными для людей, которые раньше по какой-либо причине не пользовались ими. Он полагает, что доля операторов на рынке банковских карт может стать весьма заметной.

Ограничивать спрос на такие услуги будут традиционно высокие комиссии при совершении платежей и снятии наличных, риски связанные с обеспечением безопасности денежных средств на счете, относительно небольшое число партнеров, полагает Тимур Нигматуллин. “Тем не менее, если услуга придется по вкусу абонентам – в долгосрочной перспективе, не исключаю, что доля подобных доходов после доработки сервисов будет расти опережающими темпами и превысит 10%”, – подчеркнул он.

По мнению заместителя директора аналитического департамента компании “Альпари” Натальи Мильчаковой, будущее у проектов, подобных банковской карте “МегаФона”, безусловно, есть. Все операторы сотовой связи ищут дополнительные ниши, в том числе межотраслевые, для увеличения выручки. “Операторы могут в дальнейшем совместно с банками даже предоставлять микрозаймы и микрокредиты. Такая практика уже есть и в странах Европы, и Азии (Южная Корея, Япония), и серьезно рассматривается в России”, – отметила она.

Автор: Елизавета Титаренко

Источник: Comnews