Опасения микрофинансистов, связанные с выходом на рынок аффилированных с банками компаний, оправдались

Опасения микрофинансистов, связанные с выходом на рынок аффилированных с банками компаний, оправдались

Всего за год с момента создания микрофинансовая “дочка” OTP Group “ОТП Финанс” выбилась в лидеры российского рынка, свидетельствуют данные “Эксперт РА”. Обогнать конкурентов компания смогла благодаря дешевому фондированию от группы и доступу к клиентской базе сестринского ОТП-банка.

“Ъ” ознакомился с рейтингом микрофинансовых организаций (МФО) “Эксперт РА” за первую половину 2016 года. Согласно ему, на рынке МФО сменился лидер. Первую строчку рейтинга заняла МФО “ОТП Финанс” (объем портфеля 10 млрд, выдачи – 9,96 млрд руб.), в то время как годом ранее лидером по этому показателю была МФО “Домашние деньги”. В обновленном рейтинге “Домашние деньги” – на второй позиции с портфелем займов 6,8 млрд руб. и объемом выдачи 2,45 млрд руб. Рейтинг основан на результатах анкетирования МФО. Выйти на лидирующие позиции “ОТП Финанс” смогла, несмотря на то что зарегистрирована в реестре МФО ЦБ в феврале 2015 года. МФО “Домашние деньги” является одним из старейших участников рынка. Компании имеют разный профиль: “Домашние деньги” выдает необеспеченные займы, а “ОТП Финанс” – преимущественно займы на покупку товаров в торговых точках (POS-займы).

“ОТП Финанс” создана венгерской OTP Group, которая также владеет в России ОТПбанком, специализирующимся на розничном кредитовании. По словам гендиректора “ОТП Финанс” Екатерины Сидоровой, вхождение в международную группу дает преимущества, одним из которых является “существенная поддержка со стороны группы”. Успех МФО также во многом определили богатый опыт группы в сфере потребительского кредитования, наработанные технологии, обширная сеть и сотрудничество с ключевыми партнерами, указывает она.

По мнению участников рынка МФО, фондирование от OTP Group и родство с ОТП-банком дает “ОТП Финанс” неконкурентные преимущества. Главный исполнительный директор МФО “Домашние деньги” Андрей Бахвалов уверен, что ни одна независимая МФО не в состоянии конкурировать с “банковскими”. “POS-займы выдаются двумя путями – в отделениях родственного банка и в торговых сетях в рамках POS-кредитования, – говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования “Е заем” Лига Трупа. – Клиент приходит за банковским кредитом, и если он не проходит скорринг банка, ему предлагают оформить договор займа с МФО”. По ее словам, банковские МФО нельзя назвать полностью рыночными игроками, так как они имеют доступ к более дешевому фондированию, а также используют бренд банка при привлечении клиентов. Кроме того, банковским МФО гораздо проще наращивать свой портфель, так как средняя сумма займа там гораздо выше – в банк клиенты идут за большими суммами. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, то достаточно быстро независимые МФО должны будут покинуть сегменты, в которых будут работать банковские, полагает господин Бахвалов.

Впрочем, как сообщили “Ъ” в пресс-службе ОТП-банка, как правило, торговой организацией заключен договор и с ОТПбанком, и с МФО. ” Между ОТП-банком и МФО есть договоренность по разделению финансовых продуктов и товарных сегментов, на которые организация может одобрить кредит клиенту, – пояснили в пресс-службе ОТП-банка. – Например, если клиент хочет приобрести мобильный телефон в кредит на 12 месяцев, то он будет отправлен в МФО, а если оформить кредит на шубу сроком от года – то в банк”.

Родственные МФО есть также у Тинькофф-банка, ХКФ-банка и Почта-банка, у них были те же стартовые позиции, что и у “ОТП Финанс”, однако они не ведут активную деятельность. В ХКФ-банке и Тинькофф-банке отказались от комментариев, в Почта-банке сообщили, что сосредоточены на развитии банка, поэтому микрофинансовый бизнес пока не интересен. “Зачастую МФО создавались в рамках финансовых групп, для того чтобы банки могли перевести на них часть плохих кредитов и тем самым очистить баланс, – рассказал управляющий директор “Эксперт РА” Станислав Волков. – Банк дает МФО кредит, а МФО выкупает у банка плохие долги, но такую схему еще в 2013-2014 годах пресек регулятор, с тех пор банки боятся активно развивать МФО, чтобы не вызвать подозрений у ЦБ”.

Автор: Юлия Полякова

Источник: Коммерсантъ