
Опасения микрофинансистов, связанные с выходом на рынок аффилированных с банками компаний, оправдались
Всего за год с момента создания микрофинансовая «дочка» OTP Group «ОТП Финанс» выбилась в лидеры российского рынка, свидетельствуют данные «Эксперт РА». Обогнать конкурентов компания смогла благодаря дешевому фондированию от группы и доступу к клиентской базе сестринского ОТП-банка.
«Ъ» ознакомился с рейтингом микрофинансовых организаций (МФО) «Эксперт РА» за первую половину 2016 года. Согласно ему, на рынке МФО сменился лидер. Первую строчку рейтинга заняла МФО «ОТП Финанс» (объем портфеля 10 млрд, выдачи — 9,96 млрд руб.), в то время как годом ранее лидером по этому показателю была МФО «Домашние деньги». В обновленном рейтинге «Домашние деньги» — на второй позиции с портфелем займов 6,8 млрд руб. и объемом выдачи 2,45 млрд руб. Рейтинг основан на результатах анкетирования МФО. Выйти на лидирующие позиции «ОТП Финанс» смогла, несмотря на то что зарегистрирована в реестре МФО ЦБ в феврале 2015 года. МФО «Домашние деньги» является одним из старейших участников рынка. Компании имеют разный профиль: «Домашние деньги» выдает необеспеченные займы, а «ОТП Финанс» — преимущественно займы на покупку товаров в торговых точках (POS-займы).
«ОТП Финанс» создана венгерской OTP Group, которая также владеет в России ОТПбанком, специализирующимся на розничном кредитовании. По словам гендиректора «ОТП Финанс» Екатерины Сидоровой, вхождение в международную группу дает преимущества, одним из которых является «существенная поддержка со стороны группы». Успех МФО также во многом определили богатый опыт группы в сфере потребительского кредитования, наработанные технологии, обширная сеть и сотрудничество с ключевыми партнерами, указывает она.
По мнению участников рынка МФО, фондирование от OTP Group и родство с ОТП-банком дает «ОТП Финанс» неконкурентные преимущества. Главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов уверен, что ни одна независимая МФО не в состоянии конкурировать с «банковскими». «POS-займы выдаются двумя путями — в отделениях родственного банка и в торговых сетях в рамках POS-кредитования, — говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа. — Клиент приходит за банковским кредитом, и если он не проходит скорринг банка, ему предлагают оформить договор займа с МФО». По ее словам, банковские МФО нельзя назвать полностью рыночными игроками, так как они имеют доступ к более дешевому фондированию, а также используют бренд банка при привлечении клиентов. Кроме того, банковским МФО гораздо проще наращивать свой портфель, так как средняя сумма займа там гораздо выше — в банк клиенты идут за большими суммами. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, то достаточно быстро независимые МФО должны будут покинуть сегменты, в которых будут работать банковские, полагает господин Бахвалов.
Впрочем, как сообщили «Ъ» в пресс-службе ОТП-банка, как правило, торговой организацией заключен договор и с ОТПбанком, и с МФО. » Между ОТП-банком и МФО есть договоренность по разделению финансовых продуктов и товарных сегментов, на которые организация может одобрить кредит клиенту, — пояснили в пресс-службе ОТП-банка. — Например, если клиент хочет приобрести мобильный телефон в кредит на 12 месяцев, то он будет отправлен в МФО, а если оформить кредит на шубу сроком от года — то в банк».
Родственные МФО есть также у Тинькофф-банка, ХКФ-банка и Почта-банка, у них были те же стартовые позиции, что и у «ОТП Финанс», однако они не ведут активную деятельность. В ХКФ-банке и Тинькофф-банке отказались от комментариев, в Почта-банке сообщили, что сосредоточены на развитии банка, поэтому микрофинансовый бизнес пока не интересен. «Зачастую МФО создавались в рамках финансовых групп, для того чтобы банки могли перевести на них часть плохих кредитов и тем самым очистить баланс, — рассказал управляющий директор «Эксперт РА» Станислав Волков. — Банк дает МФО кредит, а МФО выкупает у банка плохие долги, но такую схему еще в 2013-2014 годах пресек регулятор, с тех пор банки боятся активно развивать МФО, чтобы не вызвать подозрений у ЦБ».
Автор: Юлия Полякова
Источник: Коммерсантъ