Россияне не знают, кто занимается регулированием на рынке финансовых услуг

Каждый третий россиянин ни при каких условиях не готов стать предпринимателем. Среди жителей сел таковых больше – 40%.

Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в сентябре 2015 года[1].

Основным условием для старта предпринимательской деятельности является наличие первоначального капитала: об этом рассказали 30% опрошенных (в городах так считают 34%, в селах – 14%). На втором месте по значимости оказался фактор государственной поддержки, его отметил каждый пятый (20%). Наличие инвестора указали 15%, и это третье условие в рейтинге наиболее важных факторов развития предпринимательства. Наличие бизнес-идеи отметили 13%, а 12% сообщили о необходимости спроса на потенциальную услугу или товар. По 10% опрошенных считают, что мотивацией может стать потеря основного места работы или неудовлетворенность уровнем дохода. Каждый десятый полагает, что нужен опыт подобной деятельности.

Каждый третий россиянин отказался бы заниматься предпринимательством, какие бы условия ему не создали (31%). Среди жителей сел (40%) доля таковых больше, нежели среди горожан (28%). Они также значительно чаще затрудняются ответить на вопрос о том, при каких условиях они бы рассмотрели возможность начать свой бизнес (25% проживающих в сельской местности против 7% жителей городов).

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях Вы бы начали заниматься предпринимательской деятельностью?», % от всех опрошенных и по группам

Все опрошенные Города Села
Наличие первоначального капитала 30 34 14
Наличие финансовой поддержки со стороны государства 20 23 10
Наличие инвестора 15 18 5
Наличие бизнес-идеи 13 14 10
Наличие спроса на потенциальную продукцию / услуги 12 13 8
Увольнение/сокращения на основном месте работы 10 11 8
Неудовлетворенность текущим уровнем зарплаты 10 11 6
Наличие позитивного опыта предпринимательской деятельности в ближайшем окружении 10 10 7
Наличие консультационной и информационной поддержки со стороны государства 9 10 5
Повышение квалификации / уровня образования 9 9 5
Неудовлетворенность условиями труда (график работы, место работы и т.д.) 8 9 3
Наличие бизнес-партнера и/или команды 8 9 1
Ни при каких условиях 31 28 40
Другое 2 2 2
Затрудняюсь ответить 11 7 25

** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

 

Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ: «За последние десять-пятнадцать лет предпринимательская деятельность перестала восприниматься россиянами в негативном ключе. Термины «предприниматель» и «бизнесмен» все реже ассоциируются с недобросовестно нажитым богатством и обманом. Однако, с другой стороны, потребители чаще отзываются о таком формате занятости как о ненадежном источнике заработка, требующем значительных затрат времени и сил. Другими словами, потребители в большей степени стремятся избежать неудачи, нежели достичь успеха. Так как надежность и стабильность собственного финансового положения воспринимается как более значимое преимущество, в сравнении с возможностью получать более высокий, но потенциально нерегулярный доход, предпринимательская деятельность проигрывает в глазах населения государственной службе или работе по найму в крупной компании. В таких условиях повышение популярности предпринимательской деятельности возможно, например, через продвижение франшиз, в том числе и государственных».

Источник: НАФИ

____________

[1] Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в сентябре 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.