Вышел второй в 2017 году номер журнала «Микроfinance+»

Вышел в свет второй в 2017 году номер журнала «Микроfinance+» — главного печатного издания на микрофинансовом рынке — на тему «Базовый стандарт рынка: рецепт равновесия».

Ключевые материалы номера затрагивают следующие темы:

  • Особенности вступившего в силу базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц
  • Освещение наиболее ярких публичных событий на микрофинансовом рынке прошедшей весны и начала лета
  • Проект стандарта деятельности платежных посредников
  • Итоги исследования уровня финансовой грамотности предпринимателей, проведенного по инициативе Банка России
  • и многие другие актуальные вопросы микрофинансирования.

Подписку на журнал «Микроfinance+» можно оформить на сайте издания.

***********************************************************************************************************************

ТОЧКА ОПОРЫ

На майской конференции в Ялте произошел забавный диалог между Алексеем Саватюгиным и Михаилом Мамутой. Во время пленарной сессии, дата проведения которой совпала с годовщиной появления теории относительности, президент НАУМИР спросил у руководителя Службы Банка России, является ли защита прав потребителей финансовых услуг понятием относительным. Михаил Мамута, будучи физиком по первому образованию, ответил, что все зависит от точки отсчета и системы координат, которую выбрал наблюдатель. Если система координат привязана к рынку, то для него защита прав потребителей – не главный приоритет, а если она привязана к потребителю, то все меняется с точностью до наоборот. В подобных обстоятельствах задача регулятора – сбалансировать обе системы координат между собой, обеспечивая и потребителям, и рынку точку опоры при любых экономических колебаниях.

Ирония иронией, но вопрос о том, нужна ли потребителям защита их прав, по-прежнему остается открытым для немалого количества участников микрофинансового рынка. Мне кажется, ответ на него очевиден. Достаточно представить, как владельцы, руководители и рядовые сотрудники микрофинансовых компаний, покинув офис в конце рабочего дня, становятся обычными людьми. За порогом их ждут ворох информации и список дел из сфер, знатоками которых они в большинстве случаев не являются. Для решения целого ряда бытовых задач им, как и другим простым смертным, требуются поддержка, помощь и защита. И ладно бы речь шла, скажем, о ремонте машины. В конце концов не всем требуется личный автомобиль. Да и пешие прогулки, говорят, укрепляют здоровье. Однако без пользования финансовыми услугами человек уже не сможет обеспечить себе сносное существование в современных условиях. Причем условия эти во многом были созданы самими финансовыми институтами.

Вспоминается интервью, которое дал владелец одного из крупнейших российских банков в разгар финансового кризиса конца прошлого десятилетия. Отвечая на вопрос о том, произошло ли у него переосмысление ценностей на фоне происходящего, он процитировал стихотворение Бродского:

Да, лучше поклоняться данности с убогими ее мерилами,
Которые потом до крайности послужат для тебя перилами,
Хотя и не особо чистыми, удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.

Пожалуй, принятый недавно базовый стандарт защиты прав потребителей можно сравнить с такими же перилами, которые в моменты «крайности» помогают микрофинансовому рынку удержать равновесие. Может, кому-то «перила» и не покажутся идеальными, но в необходимости их наличия сомневаться не приходится.

Наш журнал также находится в поиске точки опоры с начала этого года. Мы движемся к цели постепенно и радуемся маленьким успехам. Например, у вас сейчас в руках первый цветной номер за всю историю журнала. Поздравьте нас и привыкайте к освещению жизни рынка в новых красках.

Анастасия Демиденко,

главный редактор