Россияне не знают, кто занимается регулированием на рынке финансовых услуг

Исследование НАФИ: ужесточились ли требования к залогу по кредитам для бизнеса?

Крупный бизнес сильнее всего заметил ужесточение требований к залогу по кредитам в 2015 году. Таковы результаты всероссийского опроса предпринимателей, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года.[1]

Половина (49%) предпринимателей сообщили, что в текущем году ужесточились требования к залогу или другому обеспечению по кредитам для бизнеса. Причем, крупный бизнес оказался наиболее восприимчив к изменению условий обеспечения кредитов: 65% предприятий указали на их ужесточение. Для сравнения, среди опрошенных менеджеров малых предприятий так считают 43%, а среди среднего бизнеса – 59%. Также стоит отметить, что чем хуже предприниматели оценивают текущее финансовое положение своей компании, тем чаще они сетуют на ужесточение требований к залогу или другому обеспечению по кредитам.

17% опрошенных руководителей компаний отметили, что требования к залогу остались прежними. Такое мнение в большей степени свойственно тем опрошенным, которые дают хорошие оценки финансового положения предприятия.

Смягчение условий не отметил практически никто. Еще треть опрошенных (33%) затруднились ответить на данный вопрос, и таковых больше всего среди руководителей малого бизнеса.

 

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Исходя из Вашего личного опыта или опыта ваших знакомых предпринимателей, скажите, ужесточились ли в 2015 году требования к залогу или другому обеспечению по кредитам или нет?», % от опрошенных в целом и по группам

Размер бизнеса
В целом по выборкеМалый бизнесСредний бизнесКрупныйбизнес
Да, требования ужесточились49435965
Остались прежними, не изменились17181615
Требования смягчились1100
Затрудняюсь ответить33382520

 

Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ:

«Больше всего бизнесменов смущают ограничения по годовому обороту и сроку существования компании на рынке, а также ограничения по форме залога. Установленные ограничения приводят к снижению финансовой доступности, при которой получение «длинных» и дешевых денег не представляется возможным. Данная ситуация вынуждает предпринимателей обращаться к альтернативным источникам финансирования, так как получение кредитов у иных участников рынка (микрофинансовых организаций, лизинговых компаний и прочих) может стать более привлекательным и востребованным среди представителей малого и среднего предпринимательства особенно в условиях ужесточения требований к получению финансовых средств со стороны банков. Такая ситуация опасна, прежде всего, для самих банков, поскольку постепенное охлаждение рынка кредитования приведет к усилению конкуренции между банками и невозможности развиваться экстенсивным путем».

[1] Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в апреле 2015 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Статистическая погрешность не превышает 4,4%.